Payday Loans
Главная 3 секция - педагоги Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ посредством физкультурно-оздоровительной работы

1 секция | 2 секция | 3 секция | 4 секция | 5 секция |

Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ посредством физкультурно-оздоровительной работы

(13 голоса, среднее 4.69 из 5)

Розипу Юрий Кальювич, учитель физической культуры, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Проблема сохранения здоровья детей в последнее время стоит очень остро, Сегодня в коррекционные образовательные учреждения поступают дети ослабленные, имеющие 3-5 хронических заболеваний. В процессе жизненных ситуаций к ним добавляются вторичные дефекты, чему способствует низкое общее состояние социальной среды, нарушение экологии, питания, гиподинамия. Все это наносит ущерб речи, восприятию, памяти, эмоционально-волевой сфере, развитию личности в целом, и еще больше усугубляет здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Решение данной проблемы выдвигает актуальную необходимость поиска путей, методов, направленных на успешную психолого-педагогическую реабилитацию детей с различными отклонениями в развитии, создание оптимальных условий для жизнедеятельности и установление контакта этих детей с окружающим миром.

Правительство России и Свердловской области уделяет большое значение вопросу сохранения здоровья. Наша школа не является исключением. Поэтому перед каждым учителем стоит основная задача: сохранить здоровье ребенка. В рамках коррекционного образовательного учреждения вся работа направлена на коррекцию и компенсацию у воспитанников имеющихся недостатков физического развития и моторики.

С этой целью в учебный план коррекционной школы VIII вида введены специальные коррекционные занятия ЛФК. Эти занятия предназначены для детей, имеющих грубые нарушения физического развития - осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, а так же недостатки моторики – слабость мышечных групп, нарушение координации движений, точность мышечных усилий.

В процессе "сопровождения" принимают участие все специалисты: психолог, логопед, медицинские работники, педагоги - дефектологи. "Сопровождение" осуществляется по четырем этапам:

  1. До начала занятий – изучение медико-педагогической документации.
  2. До конца сентября проведение выявляющих уроков по обследованию уровня физической подготовленности учащихся и определение зоны актуального развития.
  3. Составление плана коррекционной работы, направленного на исправление выявленных нарушений.
  4. Системное, текущее изучение личности. На основании выявленных данных за каждым ребенком закрепляется психолого-педагогическая группа и группа здоровья. При таком подходе определяется группа детей, которые требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода на занятиях образовательного цикла и на занятиях ЛФК.

Дальнейшая работа основывается на систематическом проведении медицинских осмотров, определении физической подготовленности учащихся подготовительных и специальных медицинских групп (1 раз в четверть) и проведении педагогических консилиумов с участием специалистов "сопровождения", на которых определяется степень сформированности движений учащегося в учебной и трудовой деятельности, и намечаются дальнейшие формы и виды работы по исправлению нарушенных функций.

В программу включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и физических качеств детей, а так же на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, пространственных и временных ориентиров. В играх заложен мощный заряд положительных эмоций, который ребенок может выплескивать в процессе игры, чувствуя себя непринужденно.

В качестве примера можно представить игру "Ловчие"

Задача обучения: формирование у учащихся ходить по ориентирам.
Коррекционные задачи: развитие внимания, точности, координации движений, глазомера.
Инвентарь: секундомер, круги, вырезанные из фанеры диаметром 30-40см, раскрашенные в несколько цветов, - 15 штук.
Круги располагаются на расстоянии 40-60см друг от друга. Играющим дается задание быстро и точно пройти по кругам (на носочках). Победителем считается ученик, который быстрее всех выполнит задание.
Варианты игры: круги раскрашены двумя цветами, при этом на одни можно наступать, а на другие нельзя наступать.


Игра "Иди прямо"

Коррекционные задачи: Развитие памяти, внимания, выработка правильной осанки.
Инвентарь: мешочки с песком.
Играющие делятся на 2 команды, кладут на головы мешочки с песком. Сохраняя прямое положение туловища, участники команд в своих колоннах передвигаются по залу друг за другом, проходят через середину зала, идут рядом, по кругу, по прямоугольнику. Могут идти в положении руки на поясе, руки на пояс друг другу, руки в стороны. Выигрывает команда, выполнившая задание лучше всех.

Игра "Салки – мартышки"

Координационные задачи: развитие внимания, быстроты движения, координации.
Водящий преследует кого-либо из игроков, стараясь осалить, но он должен, как мартышка, подражать всем действиям преследуемого. Тот может запрыгать на одной ноге, на двух, пойти "гусиным" шагом, проползти по-пластунски и т. п. Водящий, копируя его движения, старается осалить этого игрока. Осаленный становиться водящим.

Используются так же и спортивные игры: "Пионербол", элементы волейбола, баскетбола.

При игре в пионербол передачи делаются только двумя руками. При слабой физической подготовке, при сколиозе II-III степени выполняется подача с центра поля. Игра чередуется с упражнениями на дыхание и расслабление. При обучении ведению мяча в баскетболе в случае правостороннего сколиоза мяч ведется правой рукой, а в случае левостороннего – левой рукой. Броски и передачи делаются двумя руками. Продолжительность игры 3-5 минут. Потом переходят на спокойную ходьбу, выполняют дыхательные упражнения.

При изучении элементов волейбола при кифозе, круглой спине, чаще используют передачу двумя руками сверху, назад, через себя.

В лечебной физкультуре игры используются как вспомогательная форма, как один из компонентов активного двигательного режима детей со сложным дефектом и применяются на каждом уроке. Использование корригирующих упражнений в сочетании с игровой деятельностью позволят оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность, избежать переутомлений, вызывает интерес к занятиям, повышает интенсивность деятельности, что служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Улучшение показателей физического развития и двигательных способностей учащихся являются свидетельством методически правильно построенной работы по ЛФК.